Раздел 7.Профессиональное образование
и профессиональная деятельность.

Автоматизированная обучающая система - взаимосвязанный комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуального обучения.

Ассоциативная группа - коллектив единомышленников, в котором обязательная совместная деятельность с высокоразвитыми отношениями, определившейся структурой, четко определенным местом личности в ней, интеграция интересов, появляется общественное мнение (учебная группа, бригада, учебный цех, кружки, спортивные секции).

Базовое образование - единый государственный минимум - оптиум общего образования, основа для дальнейшего общего образования более высокого уровня и специального профессионального образования.

Базовое образование призвано обеспечить решение двух задач:

Бригада производственная – коллектив рабочих (работников) одинаковых или различных профессий, выполняющий единое производственное задание на основе общей заинтересованности за результаты труда.

Всеобщее профессиональное образование молодежи - совокупность систематизированных теоретических и практических профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для работы по определенной профессии (специальности). Оно включает накопление студентами опыта профессиональной деятельности, овладение основами современного производства, основами наук на уровне среднего образования, а также воспитание у молодежи профессиональной направленности и нравственных качеств.

Государственные образовательные стандарты – установлены Законом Российской Федерации "Об образовании"; определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Государственный стандарт среднего профессионального образования – совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах.

Дизайн. Нас окружает предметный мир (одежда, обувь, мебель, авторучка, посуда, портфель...). Они должны облегчать жизнь, быть удобны, целесообразны. Но человеку мало одной пользы - он требует еще и красоты (облагороженные формы, выразительные пропорции, художественный характер). Дизайн в переводе с английского - чертеж, проект, эскиз, рисунок, замысел. Дизайн должен присутствовать не только в предметах, выпускаемых промышленностью, но и в изделиях детей, школьников, студентов, преподавателей.

Дизайнер - проектировщик (создатель, к примеру, кабинета "технология машиностроения"), должен быть и художником, и социологом, психологом, инженером и, естественно, педагогом).

Индивидуальный подход - учет в процессе обучения индивидуальных особенностей студентов: уровня их образовательной подготовки, интересов, жизненного опыта и т.д.

Инструктирование (инструктаж) – обучающая деятельность мастера, преподавателя в процессе обучения студентов. Важнейший компонент деятельности.

Интеграция учебной и практической деятельности – способ их соединения, предполагающий активное взаимодействие процессов освоения теории и ее практического применения, их слияния в единый процесс обогащения творческого потенциала личности.

Исполнение - (компонент труда инженера-педагога) предусматривает не только рациональную организацию знаний, деятельности, но и организацию творческой деятельности студентов, с учетом уже полученных ими умений и навыков.

Квалификационная характеристика - государственный нормативный документ, определяющий место специалиста в народном хозяйстве страны, основные требования к его мировоззренческим и профессиональным качествам, знаниям и умениям, необходимым для успешного выполнения трудовых и общественных обязанностей. Это заказ на конкретного специалиста.

Квалификация рабочего - уровень развития профессионального мастерства.

Квалификация специалиста - уровень его обученности.

Коммуникативные способности - способности личности, обеспечивающие эффективность ее коммуникативной деятельности, прежде всего общения с другими личностями, и психологическую совместимость в деятельности; обязательный компонент организаторских способностей и способностей к руководству.

Коммуникативный потенциал специалиста - способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию.

Компьютерная грамотность – способность использовать электронную процессорную технику в целях хранения, обработки и использования разного рода информации. Включает три компонента:

Конкурентоспособный работник - это тот, в ком сегодня есть реальная потребность у государственных и негосударственных предприятий (и учреждений), кто может производить продукт, в котором есть реальная потребность. В противном случае работник легко становится безработным.

Конструкторские способности - проектировать личность обучающегося, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к его индивидуальным особенностям.

Корпорация - группа, в которой межличностные отношения опосредуются только личностно значимыми для ее членов ценностями (социально ценными и антисоциальными - узко эгоистичными, узко местническими) в ущерб другим группам и отдельным студентам (неформальные группировки криминального характера).

Мировоззренческий (нравственный) потенциал специалиста - его ценностно-мотивационная сфера.

Навыки профессиональные - способность пользования технической документацией, выполнение требуемых расчетов режимов резания, установления припусков на обработку, подготовка и содержание рабочего места, уход за оборудованием, оснасткой и инструментом, наладка оборудования и оснастки, определение качества заготовок и готовых изделий и т.п.

Навыки трудовые - способность человека выполнять определенную работу с наименьшей затратой труда и времени. Это первичные, размеренные, безошибочно выполняемые операции, которые вследствие многократного повторения становятся почти автоматическими, когда возможно их выполнение без контроля сознания.

Начальное трудовое образование – в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования.

Национально-региональный компонент стандарта профессионального образования – отражает национально-региональные требования к качеству и содержанию профессионального образования и представляет совокупность нормативных документов, разрабатываемых и утверждаемых на региональном уровне.

Непрерывное образование - система целенаправленного получения и совершенствования знаний, умений и навыков человеком в течение всей своей жизни (в учебных заведениях путем самообразования). Это единая система, включающая образовательную и профессиональную школу, высшие специальные учебные заведения, курсы повышения квалификации, переподготовки кадров, экономическое, технологическое и др. виды образования, самообразование.

Номер специальности - отнесение специалиста к определенной группе специальностей и ее место в ряду данной группы; например, специальность 1201 "Обработка материалов на станках и автоматических линиях" относится к 12-й группе "Машиностроение" и в списках этой группы стоит на первом месте.

Образование политехническое - процесс и результат овладения системой знаний о научных основах современного производства, приобретения умения обращаться с наиболее употребительными орудиями ручного и механизированного труда, развития технических способностей, творческого отношения к труду.

Образовательный потенциал - качество человека как субъекта общественного производства, носителя определенных общественных отношений.

Организаторские способности - умение включать обучающихся в различные виды деятельности и делать коллектив инструментом воздействия на каждую отдельную личность, а личность активной в движении к целям обучения и воспитания.

Организационные формы профессионального обучения – способы организационного построения учебного процесса, определяющие характер учебной и учебно-производственной деятельности студентов, руководство этой деятельностью со стороны преподавателя (мастера производственного обучения), а также структуры занятий.

Педагогические способности - вид способностей личности, структура которых является отражением педагогической деятельности.

Перечень профессий начального профессионального образования – реестр профессий и специальностей, подготовка по которым осуществляется в системе начального профессионального образования.

Письменное инструктирование – использование на занятиях различных инструктивных учебных документов, являющихся самостоятельными источниками информации и формами представления студентам заданий с необходимыми указаниями по их выполнению.

Последовательность в обучении - дидактический принцип, согласно которому изучение нового учебного материала подготавливается предшествующим обучением.

Пособие методическое - сборник рекомендаций и советов, помогающих преподавателю организовать изучение того или иного курса, предмета.

Пособие учебное - специально изготовленные материалы, использующиеся как источник знаний.

Принципы построения и действия системы образования России - демократичности, непрерывности, доступности.

Принцип демократичности - предполагает развитие образования как общественно-государственной системы; расширение числа учредителей учебно-воспитательных учреждений; допущение многообразия типов, видов и форм образования; признание равных прав педагогов и студентов; развитие самоуправления во всей системе образования.

Принцип доступности - предполагает наличие в системе образования форм, находящихся на госбюджетном финансировании и дающих право студентам получать бесплатное образование; гибкость системы образования, способность учесть все физические, материальные, духовные и учебные возможности студентов. Успешность функционирования системы образования в обществе зависит от степени ее демократичности, организованности и гуманности.

Принцип непрерывности - предполагает создание преемственной последовательности всех форм образования, обеспечивающих переход студентов с одной ступени на другую; развитие параллельного образования, позволяющего студентам выбирать его различные формы; обеспечение равных условий для получения образования, в том числе и рабочего, всем гражданам страны, включая инвалидов; создание условий для повышения квалификации, переподготовки и доподготовки в сфере профессии; развитие самообразования и самовоспитания.

Производственная дисциплина - соблюдение ритмичности работы, выполнение указаний и распоряжений руководителя, бережное отношение к материальным средствам, соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, противопожарной охраны.

Производственные отношения - отношения между людьми в процессе общественного производства, обмена и распределения, основанные на определенной форме собственности.

Производственный процесс - процесс, организуемый в целях воспитания, образования и обучения студентов в учебном цехе завода, учебно-производственных мастерских колледжа, училища, школы, института.

Профессионализм - качество специалиста, которое определяется степенью владения им содержанием труда и средствами решения профессиональных задач; это не только мастерское владение профессией (специальностью), но и высокая гражданская зрелость, ответственность и наличие чувства профессионального долга.

Профессиональная квалификация - ступени профессиональной подготовленности рабочего к выполнению того или иного вида труда определенного качества и определенной степени сложности.

Профессиональное образование – процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением знаниями, навыками и умениями по конкретным профессиям и специальностям.

Профессионально-техническое образование - входит в систему образования России. Оно является: условием экономического развития общества, роста его материальных и духовных ценностей; фактором демократизации общества при условии достижения высокого уровня подготовки всех студентов; источником и средством прогнозирования социально значимого поведения.

Профессиональное мастерство - свойство личности, приобретаемое в процессе опыта и представляющее собой высший уровень овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями и элементами творческой деятельности.
Профессиональное мастерство – высокая и постоянно совершенствуемая степень овладения определенным видом профессиональной деятельности. Для профессионального мастерства характерна развитая способность рабочего, специалиста быстро переключаться с одних условий труда на другие, приспосабливаться к новым требованиям и перестраивать характер своей деятельности сообразно меняющимся производственным ситуациям.

Профессиональные навыки - отдельные операции и приемы трудовой деятельности, доведенные в результате упражнений до степени автоматизма (резание слесарной ножовкой, обтачивание заготовок на токарном станке, пользование микрокалькулятором, организация рабочего места, планирование труда, самоконтроль и т.д.). Их формируют индуктивным путем: от простых - к сложным, от накопления единичных - к комплексам. Идет формирование целостной профессиональной деятельности.

Профессиональные умения - совокупность навыков в соответствии с имеющимися знаниями причин и особенностей их формирования и использования. Это профессионально значимые комплексы навыков и знаний.

Профессия - относительно самостоятельный род деятельности, занятий, обусловленный общественным разделением труда и требующий определенной подготовки.

Психофизиологический потенциал - уровень физического развития, состояния здоровья, работоспособности, выносливости, обеспечивающий успешное выполнение трудовых функций.

Рационализаторское педагогическое предложение - самая простая творческая разработка, новое решение, усовершенствование уже имеющихся и ранее применяемых отдельных компонентов педагогических систем, педагогических процессов и педагогических ситуаций. Новизна носит местный, локальный характер.

Результаты учебы - обобщенный показатель того, насколько усилия, затрачиваемые преподавателем, соответствуют уровню знаний, сознательности и воспитанности студентов.

Рентабельный - оправдывающий расходы, не убыточный, доходный.

Реформа образовательной и профессиональной школы - комплекс крупных мер, направленных на повышение качества образования и всестороннего развития студентов.

Содержание практической подготовки специалистов - часть профессионально-трудового опыта, выраженная в практических действиях, составляющих сущность рабочей специальности. Практическая подготовка специалистов - обязательная составная часть всей системы профессионально-технического образования.

Специализация - работа по какой-нибудь определенной специальности в результате приобретения специальных познаний.

Специализация в образовании - конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках указанной специальности.

Специальность в образовании - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение профессиональных задач определенных классов.

Среднее специальное образование - составная часть блока профессионального образования в системе образования. Его цель - формирование у каждого члена общества профессиональных знаний и умений, опыта творческой деятельности, личностных качеств, обеспечивающих его активное включение в профессиональную общественную деятельность на определенном образовательном уровне.

Средства производства - совокупность предметов и средств труда: земля, леса, сырье, орудия производства, производственные здания, средства сообщения и связи.

Стандарт образовательный - документ, в котором заданы диагностично цели обучения и воспитания.

Стандарт уровня образования - это совокупность требований и ограничений при формировании состава и содержания знаний, умений и навыков, опыта профессиональной деятельности специалиста, его личных качеств.

Творчество - мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами; сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества.

Технические способности - взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга личностные качества: к пониманию техники, к обращению с техникой, к изготовлению технических изделий, к техническому изобретательству.

Технологическая дисциплина - соблюдение режимов работы оборудования, технических условий, последовательности, методов и способов обработки предметов труда, выполнение параметров технологических процессов.

Трудовая дисциплина - выполнение установленного трудового распорядка дня, регламентирующего режим работы предприятия, цеха, бригады: начало и окончание рабочего дня или смены, перерыв на обед, отдых и т.д.

Умения трудовые - способность человека применять имеющиеся знания в практической деятельности; совокупность трудовых действий, сознательно производимых рабочим. Умения - это знания в действии.

Учебно-производственная среда - факторы, характеризующие организацию рабочих мест, размещение учебно-производственного оборудования, инструментов, приспособлений, наглядных пособий, аппаратуры, состояние свето- и микроклимата.

Учебно-производственные мастерские - специально оборудованные помещения для обучения будущих специалистов обработке различных конструкционных материалов ручными инструментами (вручную) и на технологическом оборудовании. Здесь производится материальный продукт, производится и подается энергия, функционируют коммуникации, хранится, перерабатывается и передается информация.

Учебно-материальная база - кабинеты, лаборатории, учебно-производственные мастерские с соответствующим оборудованием, необходимым для организации высокоэффективной деятельности студентов в процессе обучения и создания наиболее комфортных условий преподавателям для выполнения их учебно-воспитательной деятельности (оборудование, технические средства обучения, средства натурной и изобразительной наглядности). Эти средства наилучшим образом обеспечивают процесс познания, создают опору для абстрактного мышления, позволяют быстро и осмысленно переходить от теории к практике.

Учебный цех - часть производственного предприятия, оборудованная для производственного обучения будущих специалистов. Здесь выпускается продукция, есть план-заказ на нее, заданная технология, режим и ритм работы, близкий к производственному, идет быстрая адаптация студентов к производству.

Федеральный компонент стандарта профессионального образования – отражает требования, обеспечивающие эквивалентность профессионального образования на всей территории России и представляет совокупность нормативных документов, разрабатываемых на федеральном уровне.

Эстетические условия труда - эстетически цельное и благоприятное для педагогического процесса (для труда преподавателя и студентов) состояние: эстетика форм и размеров помещений и оборудования, окраска помещений и отдельных интерьеров в соответствии с рекомендациями ученых, устройство интерьеров, мебели и оборудования, художественное оформление и современный дизайн, музыкальное оформление вечеров, концертов, отдельных фрагментов учебных занятий и т.п. Электронимпорткомплект - Датчики Вибрации подробнее СЃРѕ склада Рё РїРѕРґ заказ . Для вас РІ нашей компании грузоперевозки РїРѕ СЂРѕСЃСЃРёРё цены без дополнительной оплаты.